Стабилизатор автомобильной радиостанции CB

Стабилизатор автомобильной радиостанции CB

Стабилизатор автомобильной радиостанции CB схема которого показана на рисунке, кроме самого стабилизатора содержит еще и выпрямитель. Для получения стабилизированного напряжения необходимо на вход подать переменное напряжение с обмотки трансформатора, обеспечивающей необходимый ток.

Стабилизатор автомобильной радиостанции CB

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СТАБИЛИЗАТОРА

Номинальное выходное напряжение, В…13,8

Максимальный выходной ток, А…2

Входное переменное напряжение, В…13…18

Нестабильность выходного напряжения при любых сочетаниях входного напряжения и выходного тока, В, не более…0,1

Температурная нестабильность (изменение выходного напряжения с момента включения в результате прогрева), В, не более… 0,2

Размах выходных пульсаций при максимальном выходном токе (типовое значение), мВ…20

Частотную коррекцию обеспечивает конденсатор С4. Конденсаторы С1 и С6 введены для устранения наводок на длинные соединительные провода. Светодиод HL1 – индикатор включения. Печатная плата стабилизатор автомобильной радиостанции CB и размещение элементов на ней показаны на рисунке.

Печатная плата стабилизатор автомобильной радиостанции CB

Резисторы применимы любого типа с допуском 20 %. Конденсаторы С1 и 06 — любые керамические, например, КМ или К10-17. Их емкость не критична и допустима в пределах 0,1…2,2 мкФ. Также не критична и емкость конденсатора 05, которая может находиться в пределах 22…470 мкФ. Диоды VD1-VD4 заменимы на КД213А-КД213Г, а диод VD6 -на любой, имеющий допустимый прямой ток 20 мА и максимальное обратное напряжение не ниже 30 В, например, серий КД521, КД522, КД510 и др. Стабилитрон VD7 можно заменить на такой же с буквами В-Е или на КС191М-КС191Ф. Применение других стабилитронов с напряжением стабилизации 9…9,1В приводит к ухудшению температурной стабильности. Светодиод HL1 – любого типа. Транзистор VT1 должен иметь допустимое напряжение коллектор-эмиттер 30 В и коэффициент усиления по току не менее 100. Таким условиям отвечают транзисторы КТ3107Б, КТ208Е, КЕ208К, КТ209Е, КТ209К и др. структуры р-п-р. Транзистор VT2 может быть с любым буквенным индексом.

Печатная плата рассчитана на установку подстроечных резисторов типов СПЗ-38г и СПЗ-196. Предохранитель FU1 вставляют в держатели, которые запаивают в специальные прямоугольные отверстия. Как показала практика, предохранители перегорают очень редко, поэтому допустимо запаять их с помощью проволочных хомутов. Плату можно закрепить винтами М3, используя любые из пяти крепежных отверстий диаметром 3,3 мм. Силовой транзистор VT2 закрепляют на радиаторе, причем изолировать транзистор от корпуса прибора не нужно. В качестве теплоотвода могут быть использованы даже массивные элементы корпуса.

Перед началом налаживания стабилизатор автомобильной радиостанции CB устанавливают движки подстроечных резисторов в среднее положение. Движок подстроечного резистора R5 не должен находиться в нижнем по схеме положении, иначе стабилизатор не сможет выйти на режим даже на холостом ходу. Требуемое значение выходного напряжения выставляют резистором R2. Убедившись, что выходное напряжение регулируется в области номинального значения, переходят к регулировке выходного тока ограничения. Ее производят двумя способами.

Более точной является регулировка по уровню выходных пульсаций. Движок резистора R5 переводят в верхнее по схеме положение. К выходу стабилизатор автомобильной радиостанции CB подключают нагрузку, потребляющую ток 2,2…2,5 А. Наблюдая с помощью осциллографа за формой напряжения на выходе стабилизатора, перемещают движок подстроечного резистора R5 до момента резкого роста пульсаций выходного напряжения. Можно производить регулировку, подключив к выходу стабилизатор автомобильной радиостанции CB конкретную радиостанцию в режиме передачи. Следует иметь в виду, что при подключении другой радиостанции регулировку, возможно, придется уточнить.

При другом способе регулировки на вход диодного моста VD1-VD4 подают постоянное напряжение 18В любой полярности. К выходу стабилизатора подключают нагрузку, как в предыдущем случае, и вольтметр. Затем вращают движок подстроечного резистора R5 до начала заметного снижения напряжения на выходе. Смысл данного способа регулировки в том, чтобы даже при минимальном входном напряжении ток ограничения превышал бы ток перегорания предохранителя FU1. При повышении входного напряжения ток ограничения возрастает, но остается меньше максимально допустимого тока коллектора транзистора VT2.

На заключительной стадии проверяют защиту от короткого замыкания. Замкнув между собой выходные выводы стабилизатора, контролируют нагрев элементов. Никакого нагрева не должно быть. После размыкания выходных выводов стабилизатор должен вернуться в исходное состояние. Смонтированную плату стабилизатор автомобильной радиостанции CB следует тщательно промыть, так как некоторые из применяемых при пайке флюсов обладают электропроводностью. Остатки флюса могут привести к самовозбуждению стабилизатора и ухудшению его пусковых свойств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий