Регенерация автомобильных аккумуляторов, каждого автолюбителя непременно интересует такой вопрос, сколько прослужит ему аккумулятор в его автомобиле. Одной из проблем со свинцово-кислотными аккумуляторами — это сульфатация. Причиной сульфатации является работа аккумуляторной батареи – особенно при неправильной регулировке зарядного тока в автомобиле, не достаточен уровень электролита или падении напряжения аккумуляторной батареи ниже 8 В при длительном неиспользовании. Для регенерация автомобильных аккумуляторов можно использовать простое импульсное зарядное устройство схема, которого представлена на рисунке.
Сульфатация значительно снижает емкость аккумулятора, которая должна быть максимально приближена к данным производителя на этикетке при круглогодичном использовании. Есть различные способы восстановления первоначальной емкости аккумулятора вот одни из немногих. Прежде чем приступить к каким-либо действиям, мы должны убедиться, что батарея вообще способна к регенерации.
1) Напряжение на клеммах должно быть 12 В — при более низком напряжении может произойти короткое замыкание и аккумулятор не получится восстановить.
2) Проверить уровень и плотность электролита аккумуляторной батареи — она должна быть в норме.
3) Батарея не должна нагреваться во время зарядки номинальным током, т.е. током, численно соответствующим 1/10 Ач от емкости батареи. Если аккумулятор соответствует этим условиям, мы можем регенерировать его, например, следующим образом:
1) Разряжаем аккумулятор подключив к нему автомобильную лампу до напряжения 8 В.
2) Заряжаем аккумулятор импульсно током, до стабилизации (около 16 В), который уже не увеличивается за один час зарядки. Повторяем этот цикл 2-3 раза.
Сетевой трансформатор можно принять любой мощностью, но не менее 150 Вт с напряжением на вторичной обмотке 20 В и током не менее 6 А. Также нам понадобится дополнительное напряжение 50 В для питания генератора импульсов. Если на трансформаторе нет дополнительной обмотки, можно использовать небольшой отдельный трансформатор.
Напряжение 20 В подается через диод D1. Величина зарядного тока регулируется тиристорами Ty1 и Ty2 которые управляются импульсами от генератора. Зарядный ток измеряется амперметром, включенном в положительную цепь зарядного устройства. Управляющий генератор состоит из любой комплементарной пары транзисторов Т1 и Т2. Генератор питается от дополнительной обмотки напряжением 50 В, выпрямленного диодным мостом DB1 без фильтрации.
Фазы управляющих импульсов и, соответственно, величина зарядного тока регулируются потенциометром Р1, который может быть совмещен с сетевым выключателем. Резистор R8 включен последовательно с этим потенциометром. который устанавливает максимальный диапазон регулирования тока заряда до 10 А его сопротивление 39 кОм. Монтаж простой и не обязательно использовать печатную плату — достаточно выполнить навесным способом.
Разрядные резисторы R6 и R7, подключенные к выходу зарядного устройства, оказались очень полезными. В промежутке между зарядными импульсами они разряжают аккумулятор током около 1/10 от зарядного тока, мощность резисторов по 10 W каждый. Но мы должны учитывать это, что измеритель показывает зарядный ток примерно на 0,6 А больше, чем разрядный ток, протекающий через резисторы R6 и R7.
Зарядка простая в изготовлении и надежная. Греются только силовые компоненты — тиристоры Ty1 и Ty2, если разместить их на хорошем радиаторе, проблем не будет, в конечном итоге можно использовать небольшой вентилятор на 12 В от источника питания ПК, подключив его к выходу зарядного устройства. Это позволит использовать небольшие радиаторы и корпус. В заключении хотелось добавить, что даже нормально работающий аккумулятор выиграет, если мы будем время от времени снимать его с автомобиля, разряжать до 8 В и производить глубокую зарядку, как описано выше, что, безусловно, поспособствует увеличению его срока службы.