Практичное зарядное устройство

Практичное зарядное устройство предназначено для зарядки типовых аккумуляторов для легковых автомобилей напряжением 12В и максимальной емкостью 90Ач. Схема практичное зарядное устройство аккумуляторных батарей приведена на рисунке.

Практичное зарядное устройство питается от сети напряжением 220В. Цепь питания трансформатора TS1 включает выключатель W1, предохранитель B1 и элементы R1 и C1, которые представляют собой фильтр, защищающий выключатель от повреждения при выключении устройства. Трансформатор TS1 снижает значение сетевого напряжения с 220В до 15В. Это напряжение подается на выпрямительный мост М1 (16 А), а после выпрямления — на тиристорный анод Ty1 и на остальную часть источника питания. Ток зарядки аккумулятора зависит от временной составляющей проводимости тиристора.

 

Если ползунок потенциометра находится внизу (наибольшее сопротивление потенциометра), конденсатор С3 заряжается в течение относительно длительного времени, а тиристор открывается в течение короткого времени, что соответствует небольшому среднему току зарядки. По мере того, как сопротивление потенциометра P1 уменьшается, конденсатор C3 будет заряжаться быстрее, что приводит к открытию тиристора раньше. Таким образом, ток зарядки аккумулятора будет больше. Текущее значение тока зарядки аккумулятора можно наблюдать на амперметре А. Печатная плата практичное зарядное устройство показана на рисунке, а также расположение элементов.

Расположение компонентов на печатной плате

Разводка печатной платы

Простота схемы означает, что сборка и ввод в эксплуатацию не должны вызвать каких-либо проблем. Силовой мостовой выпрямитель М1 и тиристор прикреплены вместе к общему радиатору. В прототипе устройства радиатор имеет следующие размеры: ширина — 100 мм, длина — 125 мм и высота — 35 мм. Резистор R1 и конденсатор C1 должны быть припаяны непосредственно к клеммам трансформатора. То же самое следует сделать с предохранителями FU1 и FU2, для них также нет места на печатной плате, следует использовать соответствующие колодки, привинченные к корпусу.

Если зарядное устройство собрано из заведомо исправных элементов, она не требует настройки и работает сразу после подключения блока к сети. Единственная настройка — это соответствующая настройка потенциометра PR1. Его следует установить так, чтобы диапазон регулировки тока с помощью потенциометра P1 находился в диапазоне от 0 (потенциометр P1 установлен в крайнем левом положении) до 10A (P1 повернут полностью по часовой стрелке). После этой настройки зарядное устройство готово к работе.

Трансформатор может быть любого типа, если он соответствует следующим минимальным требованиям:

  • первичное напряжение 220В
  • вторичное напряжение 15В
  • ток вторичной обмотки 10А
  • мощность не менее 160Вт

Из-за размеров и коэффициента полезного действия лучше всего использовать тороидальный трансформатор. При зарядке аккумулятора оптимальным вариантом это установить значение зарядного тока на 0,1 от емкости батареи, выраженной в а-ч, например, для батареи с номинальной емкостью 55Ач зарядный ток предпочтительно должен быть установлен на 5,5А. Да еще по поводу компонентов транзистор можно применить скажем КТ660А.

Оставьте комментарий